МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

«Россия – Родина моя».
Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста.
Шабанова Ольга Владимировна. Воспитатель.


Цель: знакомство детей с государственными символами Российской Федерации - флагом Российской Федерации, гербом Российской Федерации, Гимном Российской Федерации, и официальной символикой Мурманской области;
Задачи:
• закрепить знания детей о государственной символикой страны: герб, флаг, гимн, Мурманской области.
• закрепить умение работать с географической картой;
• воспитывать чувство гордости за свою Родину;

Предварительная работа: занятие «Москва – столица России»; занятие «Государственные символы России»; разучивание стихотворений; рассматривание иллюстраций; занятие «Что мы знаем о России»; беседа «Как мы знаем свой родной город»; беседа «Малая Родина».; рисование «Москва», «Флаг Российской Федерации».

Оборудование:
• Мультимедийная установка для показа презентации;
• Игра «Собери Российский флаг из полос цветной бумаги».
Показ слайдов можно заменить показом иллюстраций.

Показ слайда: «Россия – Родина моя» №1
Приветствие гостей.


Показ слайда: «С чего начинается Родина?»
Звучит песня «С чего начинается Родина?» (сл. Михаила Матусовского).
Воспитатель: С чего начинается Родина? На этот вопрос каждый ответит по своему, у каждого свои представления о Родине. Но одно ясно, что Родина – это самое дорогое, что есть у человека, у гражданина.
Дети читают стихотворение «Что мы Родиной зовём?» (автор слов: Степанов В.).


Показ слайда: «Берёза»
1 – ый ребёнок:
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки, вдоль которых
Взявшись за руки идем.


Показ слайда: «Поле»
2 – ой ребёнок:
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.


Показ слайда: «Кремль»
3- ий ребенок:
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.


Показ слайда: «Физическая карта России».
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим о стране, в которой мы живём, о нашей Родине. Кто знает, как называется наша страна? ( Россия.) Россия – очень большая страна. В ней проживают люди многих национальностей, это и русские, татары, чуваши, ненцы, якуты и многие другие. 128 народов населяют нашу страну. И все мы россияне! А Родиной мы зовем ее потому, что здесь мы родились, все вокруг для нас родное. Кто покажет на карте, где живём мы с вами, нашу малую Родину? (Работа с картой: один из детей показывает на карте Кольский полуостров.) Как называется полуостров, где мы с вами живём? (Кольский полуостров).


Показ слайда: «Кольский полуостров» №2 Воспитатель: Как называется город, где мы с вами живём? (Апатиты). Кто покажет на карте город Апатиты? (Работа с картой).

Показ слайда: «Город Апатиты» Воспитатель: Посмотрите, в каком красивом городе мы живём. (Рассматривание фотографий города). Обратите внимание на герб города. Что можно рассказать о городе, глядя на него? (Золотой цвет – символ богатства, красный – символ мужества и силы, голубой – символ красоты и величия. Герб рассказывает о труде жителей города. Много людей занимается наукой и исследованиями, а так же работают на Апатит-нефелиновой обогатительной фабрике.)


Показ слайда: «Физическая карта России». Воспитатель: Посмотрите на карту. Территория нашей Родины раскрашена в разные цвета. Что означает каждый цвет? (Синий – моря, озера, реки; зеленый – леса, степи; желтый – пустыни, коричневый – горы). Природа нашей Родины разнообразна. У нас есть возможность совершить увлекательное путешествие. Ребёнок читает стихи (сл.Н. Забило “Наша Родина”.)


Показ слайда: «Речка» Как велика моя земля,
Как широки просторы!


Показ слайда: «Поле»
Озера, реки и поля!
Леса и степь и горы! Показ слайда: «Лес»
Раскинулась моя страна
От севера до юга: Показ слайда: «Осень»
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга!


Показ слайда: «Зима» Воспитатель: У каждой страны есть главный город. Кто знает, как он называется? (столица). А какой город является столицей России? (Москва).


Показ слайда: «Москва». Воспитатель читает стихотворение «Москва» (сл. В. Степанов,) №3 Москва – это Красная площадь.


Показ слайда: «Башни Кремля».
Москва – это башни Кремля.


Показ слайда: «Собор».
Москва – это сердце России,
Которое, любит тебя.
Воспитатель: Москва – столица России. Столица – это город, в котором работает правительство страны. Кто является главой Российского государства? (Президент). Кто является президентом России? (Дмитрий Медведев).


Показ слайда: «Президент России». Воспитатель: Правильно, президент России – Дмитрий Анатольевич Медведев.

Показ слайда: «Самолёт» Воспитатель: Наша страна очень велика. Чтобы ее пересечь с востока на запад, надо ехать на скором поезде целую неделю, а самолетом 15 часов. Вот мы и отправимся в путешествие. (Проведение динамической паузы.)


Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре
Полетел наш самолет.
Мах крылом туда – сюда,
Делай раз, делай два.

Мах крылом сюда – туда,
Делай раз, делай два.
Раз и два, Раз и два.
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите,
Раз и два, Раз и два.
Опустите руки вниз,
И на место все садись!



Воспитатель: У каждой страны есть свои государственные символы. Кто назовёт их? (Это флаг, герб и гимн.)


Показ слайда: «Государственные символы».
Воспитатель: Флаг, герб, гимн – это государственные символы любой страны. На слайде вы видите государственные символы нашей страны – России.


Показ слайда: « Государственный Флаг России».
№4 Воспитатель: Флаг символизирует нашу Родину. Флаги вывешиваются во время праздников, поднимают во время побед. Что изображено на Флаге России? (Три полосы). Как вы думаете, что означает каждый цвет? (Каждая полоса имеет свое значение. Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая. Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, верен ей, защищает ее. Красный цвет – это цвет силы. Наша страна сильная, смелая.)
Воспитатель: Ещё эти цвета символизируют единство мира, земли и неба. Эти цвета издревле почитались на Руси народом, ими украшали свои жилища, вышивали затейливые узоры на одеждах и одевали их по праздникам.
Игра: «Собери Российский флаг из полос цветной бумаги».


Показ слайда: «Герб России».
Ребёнок читает стихотворение Б. Семёнова:
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он - России дух свободный.


Показ слайда: «Где изображается герб».
Воспитатель: Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение помещается на флагах, печатях, монетах, на паспорте гражданина России, на пограничных столбах, на зданиях, где работает правительство.


Показ слайда: «Герб России».
Воспитатель: Посмотрите на герб нашего государства. Что вы видите? Какая птица изображена на гербе? ( У нас красивый герб, на нём изображён двуглавый орёл. Орёл - символ солнца и небесной силы, бессмертия. Солнце восходит на востоке, совершает свой дневной путь и заходит на западе. Вот поэтому одна голова смотрит на восток, а другая - на запад. Внутри герба, на груди орла, расположен герб города Москвы. Георгий Победоносец пронзает копьём дракона. Дракон – это зло, которое есть на земле.)
Как вы думаете, почему герб Москвы в центре государственного герба? (Москва – столица нашего государства).
Воспитатель: Каждый элемент герба имеет свое значение:
– двуглавый орел – символ единства России;
– короны – союз народов, входящих в состав России;
– жезл и шар означают сильную власть, защиту государства и его единство, №5
– всадник на щите на груди орла – победа добра над злом, готовность народа защищать свою страну от врагов.


Показ слайда: «Гимн России.»
Воспитатель: Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых торжественных случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований.
При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Предлагаю прослушать гимн, стоя, как это принято при его официальном исполнении в обществе. Звучит гимн.


Показ слайда: «Семь чудес России»
Мы сегодня много говорили о России, о нашей Родине. Вспомните пословицы и поговорки о Родине. ( Дети вспоминают пословицы и поговорки:
Нет в мире краше Родины нашей.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Для родины своей сил не жалей.
Родина любимая - что мать родимая.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Жить - Родине служить.)
Воспитатель: У каждой страны есть свои чудесные места. И у нас, в России, есть свои семь чудес. (Перечисление и рассматривание фотографий.)


Показ слайда: « Семь чудес света».
Воспитатель читает стихотворение:
На карте мира не найдёшь
Тот дом, в котором ты живёшь,
И даже улицы родной
Мы не найдём на карте той.
Но мы всегда на ней найдём
Свою страну – наш общий дом.